Как в других странах решают вопрос возврата средств за туры и билеты

Германия

Эксперимент по использованию туристических ваучеров запускают в Германии. Механизм поддержки ликвидности туроператоров и туристических агентств предложила Немецкая туристическая ассоциация.

Туристы, у которых были забронированы поездки до 8 марта 2020 года, предложат вместо возврата денежных средств «ваучеры» или «купоны» (Gutschein) сроком действия до 31 декабря 2021 года. 

Если в течение этого времени ваучер не будет использован, ему вернут живые деньги с 1 января 2022 года. Претендовать на выплату средств и досрочно турист может только в самых исключительных случаях, которые пропишут отдельно. Например, если вдруг потребуются средства на срочную операцию.

Гарантом выплат по ваучеру является государство: в случае банкротства туроператора или перевозчика правительство Германии выплатит потребителю «замороженные» денежные средства.  На данном этапе на эти цели в специальный фонд уже направлено 110 млн евро.

Франция

Как считает президент DRV Норберт Фибиг, предложенная схема поможет избежать многим туристическим компаниям. По его словам, ваучерную схему правительство Германии предложило для реализации в рамках всего ЕС.

По словам чиновников ЕС, сложность в том, что не у всех государств Евросоюза сейчас есть финансы для создания «фонда гарантированных выплат».

Положительный опыт германских коллег  готовы внедрить во Франции, Италии, Австрии и Бельгии. Во Франции уже подготовлен законопроект, согласно которому полный возврат средств клиентам туркомпаний возможен лишь спустя 18 месяцев с момента аннуляции тура.

Турагентства оставляют комиссию себе

В DRV обосновали преимущества схемы Gutschein для всех вовлеченных в туристический процесс сторон. Во-первых, все выплаченные комиссии остаются в туристическом агентстве.

Если туроператор не успел перевести агенту вознаграждение, он обязан это сделать при оформлении агентством ваучера. Эти выплаты должны поддержать ликвидность розницы. 

По схеме DRV, клиенты должны получать ваучеры у тех же туристических агентств, где они приобретали туры. Это поможет рознице не потерять бронирования, комиссионные и сохранить клиентскую базу.

Во-вторых, ваучер, выданный туроператором, снимает с турагента ответственность за возврат средств клиенту, в особенности в случае банкротства организатора туров. В этом случае средства за тур вернет государство.

В-третьих, средства туриста в любом случае защищены государством. К тому же у потребителя есть выбор: воспользоваться туром до конца 2021 года, или получить полную стоимость бронирования – но уже в 2022 году.

Предложение DRV поддержали крупные немецкие туроператоры: TUI, DER Touristik, FTI. 

Авиакомпании начинают использовать депозиты

Придерживаться схемы депозитных ваучеров вместо возврата денег рекомендовано и авиакомпаниям. Международная ассоциация воздушного транспорта (IATA) признала такие инструменты законной формой в отношениях покупателя авиабилета и авиакомпании.

В России подобная практика уже заработала. Авиакомпания «Победа» обещает прямой возврат денежных средств клиентам за отмененные рейсы только после 1 июня 2021 года.  До этого средства будут возвращены только на счёт в личном кабинете на сайте лоукостера с возможностью приобретения другого билета на рейс перевозчика. При этом перевозчик обещает 10% скидки на следующий авиаперелёт.

У других российских авиакомпаний условия возврата средства более гибкие. Потребитель может  оставить заявку на обычный возврат средств, но в какие сроки это произойдет, перевозчики из-за форс-мажора сообщить не могут.  В качестве альтернативы  «Уральские авиалинии» предлагают вернуть полную стоимость билета бонусами на будущие перелеты.

У S7 «самый оперативный способ» возврата денег —  обмен на сертификат, причем стоимостью на 10% больше исходной цены билета. Деньги останутся на «личном депозите», их можно потратить на новое путешествие или дополнительные услуги в полете в течение одного года.

Схему депозитов и поощрений при их использовании запустили и европейские перевозчики. Так, WizzAir предлагает бонус в 20% стоимости перевозки, если пассажир согласится на возврат денег на счет в личном кабинете, Lufthansa — скидку в 50 евро на все перебронированные рейсы с новой датой вылета до 31 декабря 2020 года.